Слово «девиантное» пришло в наш язык из английского, в котором существительное «deviation» означает «отклонение». Дошкольники и школьники не хотят учиться, часты конфликты с педагогами, нередки эмоциональное напряжение и стресс, приводящие к неуспешности.
Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте
Девиантное поведение также социальная девиация, отклоняющееся поведение лат. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя. Оно может быть рассмотрено и как сочетание поступков, которые отличаются от действий большинства других людей или не удовлетворяют социальным ожиданиям. Стремительное распространение различных видов девиантного поведения среди молодежи связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно провоцирующей. Мы имеем в виду особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения и др. Основной причиной возникновения девиантного поведения подростков, как правило, являются:.
Под девиантным поведением подростков понимаются такие действия и поступки, которые не умещаются в рамки принятых обществом норм и правил. Зачастую проявляется агрессией, воровством, ложью, тревожностью, гиперобщительностью, депрессией, суицидальными наклонностями, различными зависимостями, навязчивыми страхами, нарушением питания и др. Каждый вид девиации — это отдельное психическое расстройство. Лечение основано на психокоррекции, психотерапии и социальной реабилитации с применением лекарственной терапии. Девиация дословно трактуется как отклонение. Чаще всего недугу подвержены молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет.
О нарушениях, или расстройствах говорят в тех случаях, когда в течение длительного времени у ребенка наблюдается заметное несоответствие поведения социальным и возрастным нормам. Чаще нарушения поведения встречаются среди мальчиков. Компенсаторные нарушения развиваются как защитная реакция ребенка на трудности во взаимодействии с окружающими, проблемы в семье, в школе. Ребенок таким образом ищет способ справиться с ситуацией и собственными эмоциями. Особенно часто компенсаторные расстройства развиваются у детей из неблагополучных семей, когда с самого начала ребенок вынужден расти в нездоровой небезопасной атмосфере и приспосабливаться к ней. Развитие функциональных нарушений у ребенка возникает в подростковом возрасте, когда перестраивается структура головного мозга и уменьшаются отделы, связанные с эмоциональным восприятием действительности, эмпатией и сопереживанием.