Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки грудь, длинная коса , безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.
Кукольница из Можайска: как сделать куклу-оберег и куклу добрых вестей
Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит безвредным для ребенка. Вместе с тем, основное значение соломенной куклы — игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают. Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственном музее.
В быту русской деревни еще в первые десятилетия ХХ века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. В куклы играли все дети примерно до 7—8 лет, пока не имели различий в костюме. Но лишь мальчик облачался в порты, а девочка в юбку, их игры и игровые роли начинали строго различаться. С этого времени и до самого замужества игровые интересы девочки сужались вокруг куклы и все теснее переплетались с традиционным рукоделием. Еще долго в семьях сохранялись старые приметы, связанные с игрой в куклы.
Приобщение детей к истокам народного творчества является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. В современно мире развития информационных технологий люди не так часто вспоминают народную культуру, редко посещают музеи, выставки народного творчества, многие не знают и не могут различить народные промыслы.